С конца 90-х годов в Европе и Штатах развивается мода на «органические», био-, эко- и прочие продукты. На все фермерское. Даже не так – мода уже почти и прошла. Сейчас это уже не мода – а часть социокультурного и гастрономического ландшафта. Никому не надо рассказывать и доказывать, чем это хорошо и почему все это стоит столько, сколько стоит. В России же все только начинается.
При этом поворот к органике и фермерству в России, если он будет по своим масштабам сопоставим с тем, что произошло в США, по сути, станет революцией. Причем не просто гастрономической или сельскохозяйственной. Это будет революцией сознания. Это будет поворотом к здравому смыслу, что бывает в России крайне редко. И, в конечном итоге, именно это может стать толчком к созданию новой реальности – и экономической, и социальной, и культурной.
На Западе увлечение органикой – это все-таки лишь некоторое развлечение. Полезное, очень нужное – но развлечение. Там и до этого было все, мягко говоря, неплохо. В том числе и в сельском хозяйстве. Хотя идущая глобализация и нарушала многие вековые традиции фермерства, локальных производств и ремесел – тем не менее, все это существовало. А теперь благодаря «органической моде» получило новый импульс к развитию. Сельское хозяйство в России находится совершенно в иной ситуации.
Это ситуация ГУМАНИТАРНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТАСТОРФЫ, которая произошла вследствие всего того, что творилось и в советское, и постсоветское время. Колхозы разрушили все, что было до них. А потом и сами исчезли, добив все оставшееся.
Огромная часть сельской России – большая часть средней полосы и почти все, что севернее Вологды – находится в таком состоянии, как будто недавно прошла война. Именно поэтому - выход только в повороте к новому сельскому хозяйству, способному вдохнуть жизнь в заброшенные, вымирающие пространства. А поворот может состояться только тогда, когда будет сформирован значительный общественный запрос на локальные органические продукты. Когда люди в Вологде, Архангельске, Нижнем Новгороде, Пскове, Питере, Владимире, Туле, Воронеже и прочих-прочих-прочих решат, что они хотят есть продукты, которые растут и производятся здесь и сейчас.
Вместе с таким общественным запросом в сельские регионы постепенно придет экономическая уверенность, социальная стабильность и, в конечно итоге, новая культура бытия, способная перевернуть сознание людей, сформировать новое русское сознание. Именно из будущей деревни может придти в будущий город то, чего нам больше всего тут не хватает – понимания того, что мы вообще такое.
Что особенно приятно и важно – такой поворот к местному продукту сводит два вечных русских пути («особый» и «западный») в один. Вслед за Европой и Америкой мы шагаем к возрождению местных традиций – во всяком случае, сельскохозяйственных и гастрономических.
Так что только вперед!
По материалам статьи основателя фермерского кооператива "ЛавкаЛавка" Бориса Акимова
К списку публикаций...